суббота, 2 июня 2012 г.

Сальвадор - Ленингард. 34 дня на грузовом судне.


Листаю иногда старые альбомы. Столько воспоминаний в них, которые как вино с годами становятся все более ценными и не хочется их терять.
Расскажу о нашем путешествии на грузовом судне "Краснозаводск" из Бразилии в Ленинград.
34 дня, 2 недели через Атлантику, 2 дня в Португалии и вся романтика морских путешествий.
Началось оно из города Сальвадор в Бразилии (вот тут я писала). Идею плыть, а не лететь обратно в Советский Союз нам подсказали в посольстве. Мои проблемы с ушами, обширный багаж и кошка с собакой - мама быстро решилась на подобный маршрут. Посольство договорилось с моряками и нас взяли пассажирами на грузовое судно. Для команды "Краснозаводска" это плавание оказалось необычно длинным, обычно они "ходили" из Ленинграда на Кубу и обратно. Занимало это около месяца, но тут из Кубы их развернули в Бразилию, почему не помню, но вместо дома, они еще пару месяцев провели в рейсе.
В радиограмме о нашем прибытие, упоминалось о двух дамах (ну или как это принято было в советских радиограммах - гражданках?). Команда в которой было всего три женщины (повар, официантка и уборщица) с нетерпением ожидала нашего прибытия. Но... на борт поднялись дама с 13-летней дочкой, кошкой и собакой=))) обычно дружелюбный пес облаивал каждого, пытавшегося подбить клинья к маме, а о желающих штурмовать нашу каюту ночью было известно далеко за пределами палубы=)  В ход особенно настойчивых шли такие печальные звонки по-ночам с просьбой о помощи медицинской и иного рода, меня задаривали дорогими каталогами (потом правда, так и оставшись ни с чем, даритель забрал их обратно).  А маму занимала только проблема, что ж делать то в перестроечном Союзе, где искать работу, чем кормить нас и как выживать. Маме было не до флиртов. Зато на утро неизменно у команды была новая порция сплетен. Сами моряки поговаривали, что корабль стеклянный. Там все знают все про каждого. Утаить невозможно ничего.
Нам уступил свою каюту электромеханик Сергей, целых 2 комнаты с душем и туалетом, кроватью и диваном. Для наших грузовых судов это роскошь. У матросов были двухэтажные кровати и маленькая конурка. Обедали мы в офицерской столовой, с обслуживанием.
Прибыв на судно и отчалив от берега, я пошла исследовать эту махину - грузовое судно. 


Кораблями, как оказалось, называют только военные суда, а гражданские - судами. Примерно 2/3 занимал киль, на котором располагалось 2 трюма и погрузочный кран. потом жилые помещения, на самом верху которых штурманский мостик или рубка и разные устройства навигации. еще на крыше был небольшой бассейн, который можно было наполнить океанской водой, на экваторе это актуально:) Далее 1/3 от длины примерно занимала корма. Корма была хорошо огорожена по краям сплошными железными листами, а вот нос (киль) всего навсего прутиками. и в самом начале корабля располагается та самая площадочка на которой махал руками Ди Каприо и Уинслет. 


Площадочка эта нависает как козырек над носом. Очень романтично подумала я. (Гыы, создатели Титаника тоже:) Сходила за дневником, чтобы что-нибудь эдакое романтичное запечатлеть. Оторвал меня от лежания с дневником над волнами голос из мегафона, чтобы я безмозглая   от-туда немедленно убиралась. Оказывается на нос нельзя вообще ходить в одиночку, при качке, ветре и любом неудачном случае может смыть-сдуть за борт. а на эту площадочку и вовсе никто не забирается. :)
Я в отличие от мамы не была ничем озабочена а наоборот, в мои 13 лет это было просто супер-романтичное приключение и я не теряла ни минуты. Быстро нашелся общий язык с  командой. Мне показали моторное отделение, где царит ужасный гул и жара. Матросы делились на моторных и палубных, как правильно назывались они я уже не помню.  Нижние кажется мотористы. На прощание мне был подарен вот такой замечательный альбом с шаржами на команду.
Капитан был в своем последнем рейсе, и похоже все ему было до лампочки, так что дисциплина там была относительная, как я поняла. Он любил что-то напевать себе под нос.
После капитана следуют по старшинству 4 штурмана. На самом деле их 3, но в Советском Союзе был еще и 4-й, политрук. Задачей его было стучать, или как это называлось, следить за моральным обликом команды. Не одной мне он казался неприятным. У него это тоже был последний рейс.
Штурманы пускали меня на мостик, рассказывали морские байки, которые я бесконечно из них пыталась вытянуть. Остались в памяти 2, как боцман, поднимая якорь примчался с большими глазами со словами, что там русалка сидит:) да, пили настоящие русские мужики знатно. И еще одна, про корабли которые приходили в порт без команды. Вроде как при шторме некоторые раскаты грома бывают на таких низких частотах, что переходят в инфразвук, от чего люди буквально сходят сума от головной боли и бросаются за борт...
Фотографий нет, только шаржи на старший состав. 3 штурмана. имен не помню:( этот и в жизни был очень похож на мушкетера (Атоса наверно) и вечно задавал мне каверзные вопросы, типа а кто написал такое-то произведение и т.п., я тушевалась.
Этот штурман собирал такие чудесные домики из спичек, даже меня научил. Но это оказалось ужасно кропотливая работа. Чуть неправильно и все ломается.
Вот не уверена точно, но кажется это последний из тройки. Помню что дал мне крутануть штурвал!

На мостике дежурили штурман и матрос. Меня научили пользоваться радаром, я наблюдала как снимают скорость ветра, даже переписала себе как определяется высота волны визуально. Нам в целом повезло и в шторм и качку мы попали только в нашем северном море, и то ощутимо это было от того, что к Ленинграду мы подходили с пустыми трюмами. Качало знатно, стало понятно почему карандашницы и телефоны привинчены к столам:) суп норовил убежать из тарелки. Кошка забилась между стеной и подушкой. Слегка качает все время, первые пару дней это ощущалось, потом видимо привыкли, а вот псина моя, была поначалу сбита с толку, когда задрав лапу, его качнуло и он потерял равновесие. Помучившись так несколько раз, он будучи псом дворовым, а значит находчивым, стал справлять нужду, крепко встав на все 4 ноги, прижимаясь к полу. Псу кстати вообще повезло там невероятно. Лучше он никогда не питался, исключительно мясом и горой костей. Дорогу на камбуз он выучил первым делом.
Вот и повара. Старший повар Эльвира. При мне случилась такая с ней история. Во время захода в порт, в свой выходной, она отправилась в холодильники с едой. Они находятся на нижних нежилых этажах, эдакие комнаты, в которых газом охлаждается воздух. Ну или как-то так. Короче зашла она, а дверь захлопнулась... Ее никто не спохватился, выходной же, на этаже этом никто особенно и не бывает. Однако часа через 2 или 3 кто-то спустился  и услышал ее уже ослабевавшие крики о помощи. Вообще чудом она спаслась. Отпаивали замерзшего повара водкой и ехидно интересовались, предметом ее внеурочного интереса в кладовых. 



А это младший повар Вова:)

 С этим он вечно не ладил.
Ну тут выложу немногие фото, которые есть у меня с этого рейса.
Электромеханик Сергей, кажется это он уступил нам свою каюту.
Вот и упомянутый выше боцман. 


Радисты.  Это сейчас спутники, телефоны, а тогда радиограмма - вот и вся связь. Очень мне первая фото нравится.

Несколько стажеров было. Вот один из них - Андрей

А это электрик Саша, и матрос Вадим, в компании которого и создателя шаржей я провела замечательное время. С тех пор я поняла, что туристические теплоходы это скука страшная, во время долгих морских путешествий делать нечего, а узнать все подробности морской жизни невозможно, если покупаешь дорогой билет на верхнюю палубу.
Еще Вадим
Вот тут мы гуляем по Португалии, небольшому, но некогда значительному городу Порту. Совсем не помню ни кто, ни как зовут тут маминого спутника. Только шарж помню, что на него. Жаль, что не подписано. Они  отправились в аптеку за дешевым спиртом и агитировали маму на совместную прогулку. К моменту этого фото он уже на ногах почти не стоял. А еще нарвал маме красивый букет с клумбы, русские они такие русские:)

 А вот и создатель шаржей, Олег.
Не уверена, но думаю, что этот шарж на себя самого. 

 Ну и моя красавица мама.
Вот еще разные матросы.
Этот дядечка, назвал мою маму святой, потому что за все 20 лет его плаваний, Бискайский залив он  впервые прошел без качки. Такая специфика этого залива, что всегда штормит.
 Красили постоянно там палубу.
 Кажется его все звали Михалыч:)
Еще примечательный персонаж был врач. Про него сплетня ходила, что из-за шашней разгневанная жена настояла, чтобы его сняли с его рейса и перевели на другой, который возвращался домой, но этот другой оказался Краснозаводском, который вместо дома, отправился в Бразилию. Какой он ловелас мне тогда было неведомо, меня он всяко развлекал и с ним было интересно.
В одном из портов разгружали мешки с белым порошком (вроде стирального), мешки эти иногда рвались и белая гадость, как снег немедленно покрывала все и забивалась во все щели. Мы с мамой по незнанию не сразу закрыли окна-иллюминаторы, и потом оттереть его было невозможно. Просто "счастье" аллергиков. 

А еще в столовая соприкасалась с помещением, где стоял видак и где народ развлекался импортным кином. Однажды ужин затянулся, а мне крем глаза было видно кино. Спустя несколько лет я узнала название фильма - Греческая смоковница :). До сих пор мне кажется это фильм лучшей эротикой, что мне попадалась.
Мне было очень жаль покидать борт судна. Ленинград встретил нас октябрьской промозглой погодой, в поезде в Москву мы чуть не сгорели из-за пьяни, который, запихнул бычок под подушку. В Москве было тревожно и голодно. И все же - дом, милый дом.

2 комментария: