суббота, 7 марта 2015 г.

Phetchaburi - назад в прошлое. Часть 1.

Съездили мы в соседний город Петчатбури Phetchaburi. 


Маршрут планировали друзья, мне очень хотелось выбраться и все равно куда, поэтому я озаботилась только ранним подъемом, чтобы в 8 мы все могли выехать. И все равно мы приехали уже к началу жары. Сквозь солнце и ветки плюмерий нам навстречу выступило средневековье... Сиам, Аютайа, Сукотай, Дворовати... все эти гордые названия мне ни о чем не говорили и пришлось немного залезть в историю, чтобы весь этот хаос чувств которые вызвали древние камни немного организовать. Поэтому расскажу себе и вам совсем кратко историю Сиама и пару впечатливших меня историй. Ну а при отсутствии желания читать много букв можно пролистать эту часть и перейти к просмотру фотографий:)
В начале новой эры на эти земли мигрируют мон-кхемерские племена. Монки распространились в основном на территории нынешнего Таиланда, а кхемеры в Камбодже и соседних территориях. Они разумеется много воевали друг с другом, торговали с соседями, были хорошими мореплавателями и исповедовали буддизм, монки буддизм а кхемеры, еще и индуизм, причем сначала имел большее распространение именно индуизм, который сохранился в виде древних храмов, увиденных нами.
Активная торговля с Индией, тоже державой мореплавателей повлияла не только на религиозные воззрения, но и способствовала формирование государственности. Первое большое монкское государство, Дваровати. О нем есть упоминания еще на рубеже новой эры, но более-менее достоверно известно о его существовании в IV-VII веках, а VIII-IX c перемещением столицы в город Лавапура (современный Лопбури) страна стала называться, Лавапура или Лаво. 
Наконец на севере в VII в был основан монкский город Харипунчайя, столица одноименной страны, просуществовавшей до XIII в. В результате одной из воин между Лавопурой и Харипуджией, первая переходит во владения третьей стороны - кхемеров и на протяжении двух веков на территории современного Южного  и Центрального Таиланда (если не считать небольших перерывов) устанавливается кхмерское владычество. Монки поднимают восстания, которые жестко подавляются. Желание освободится от господства кхемерской империи способствует приходу к власти нового народа, а именно... 
Вот тут на сцену приходят предки наших соседей по поселку:) С севера на юг примерно в VII в стали мигрировать племена таи, которые вероятно смешиваясь с тибето-бираманскими племенами, создали государство на территории современного Южного Китая  - Наньчжао и волнами мигрировали на территорию современного Таиланда. Предполагается что до XI в. в долине среднего Менама, между государствами Лаво и Харипунчайя была нейтральная пограничная полоса, которую кхемерские цари предоста­вили тайским переселенцам. Там возникли крупные города Сукотай, Саванкалак, Питсанулок.
К XI-XII векам таи стали преобладать количественно и в этно-языковом плане, пока однажды они не потеснили кхемеров, образовав первую большую державу - Сукотай, достигшей своего расцвета в XIII в при Раме Камхенге. Таи в переводе означают свободные, и правители Сукотая стремились обрести поддержку местного населения для укрепления своей державы и монки постепенно ассимилировались с тайскими племенами. 
из надписи на тайском языке:
«При жизни короля Рамы Камхента государство Су­котай процветает, — сообщает надпись. — В водах есть рыба, на полях — рис. Господа земель не повышают на­логов на своих подданных, которые движутся по дорогам, ведя быков для торговли, и едут на лошадях, чтобы продать свои товары. Кто желает торговать слонами — свободно торгует. Кто желает торговать лошадьми — делает это беспрепятственно. Кто желает торговать се­ребром или золотом — торгует им... Когда кто-нибудь насаждает новую плантацию, король не запрещает этого...
...Если человек из народа, или знатный, или вождь заболеет и умрет, дом его предков, его слоны, его домаш­ние, его амбары с рисом, его рабы, его насаждения ареки и насаждения бетеля, принадлежавшие ему и его предкам, переходят целиком и полностью к его детям.
...Если король видит чужой рис, он не зарится на не­го. Если он видит чужое богатство, он не возмущается.
Тем, кто приезжает к нему на слонах, чтобы отдать свою землю под его покровительство, он оказывает по­мощь и поддержку. Тем, кто приходит к нему, не имея ни слонов, ни лошадей, ни слуг, ни жен, ни серебра, ни зо­лота, тем он дает все это и делает так, чтобы они чувст­вовали себя как в родной стране.
Если он захватывает пленных, он не убивает и не ис­тязает их.

В нише у входа во дворец подвешен колокол. Если с жителем королевства случится какое-нибудь несчастье или что-то иное, что раздирает его внутренности и мучит его душу, и если он желает рассказать об этом коро­лю, — это нетрудно, стоит лишь только позвонить в ко­локол, который там висит. Каждый раз как Рама Кам-хенг слышит этот призыв, он расспрашивает жалобщика и решает дело по справедливости»*.
Однако после смерти Рамы Камкхенга Сукотай теряет свои земли, предпоследний правитель Сукотая, внук Ра­мы Камхенга, Лю Таи, получивший «за благочестие» почетный ти­тул Таммарача (король дхармы), продолжил традицию сукотайских правителей. "был незаурядным че­ловеком, глубоко изучавшим философию, астрономию, буддийские писания, веды. Он составил новый календарь и написал буддийский космологический трактат «Трай-пумикат»."* он написал трактат  "об обязанно­сти истинно буддийского государя. Правитель, по его мне­нию, во-первых, не имеет права взимать со своих под­данных более одной десятой урожая; во-вторых, он дол­жен освобождать от уплаты налогов крестьян в тех мест­ностях, которые поразил неурожай; в-третьих, он может требовать от населения выполнения только умеренных общественных работ и должен освобождать от выполне­ния таких работ стариков; в-четвертых, он не должен облагать своих подданных слишком обременительными на­логами"*. 
Прямо сказка какая-то, а не дремучее средневековье))
Однако к XV в Сукотай ослабевает и полностью входит в состав другой мощной тайской державы, центром которой стал город Аютайа или Аютийя. Правители древней Аютайи уже меньше заботятся о свободах и поддержке со стороны своих граждан а больше о централизации и укреплении системы управления, в которой в частности был использован китайский опыт. Появляются 4 министерства, регламентируется владение землями и система увеличения количества рабов и зависимых крестьян. Однако и тут король (ну хотя бы формально) не мог поступать как ему вздумается:
Вступая на трон, сиамский король приносил присягу из 26 пунктов, которые по масштабам социальной дема­гогии, пожалуй, даже превосходили декларации сукотайских королей. Он торжественно обещал: 1) предостав­лять блага тем, кто их заслуживает; 2) соблюдать чи­стоту совести, тела и слова; 3) не жалеть богатств, ко­торые он раздает; 4) быть честным; 5) быть вежливым и не упрямым; 6) исполнять предписания религии, чтобы преодолеть свои недостатки; 7) не впадать в гнев; 8) не причинять зла своему народу; 9) быть терпеливым; 10) всегда идти по пути справедливости; 11) заботиться о развитии производства; 12) заботиться о нуждах наро­да; 13) добиваться, чтобы его любили; 14) подыскивать кроткие слова, чтобы его любили; 15) заниматься образо­ванием своей жены и детей; 16) поддерживать хорошие отношения с чужеземными странами; 17) поддерживать членов королевской семьи; 18) развивать земледелие, распределяя зерно, сельскохозяйственные орудия и скот; 19) заботиться о счастье народа; 20) уважать ученых и поддерживать их; 21) заботиться о счастье животных; 22) запрещать людям вести плохую жизнь и направлять их на хороший путь; 23) помогать беднякам, не имею­щим профессии; 24) советоваться с учеными, чтобы точ­но знать хороший и плохой путь; 25) с полной ясностью духа изучать науки; 26) подавлять в себе малейшую алч­ную мысль.*
Правда следить за испонением этой своеобразной конституции было некому и исполнение оставалось на совести каждого короля. 
Аютайа крепла, много воевала со своим тайским севереным соседом Ланнатаи (Чанг Май), и соседними Бирмой и Камбоджей, кхемерской империей. В середине XVI в. была завоевана бирманским государсвтом Тегу и освободилась от гнета под предводительством еще одной харизматичной фигуры, короля Наресуана. В XVIII в была снова завоевана Бирмой, а столица Аютайа была сожжена до тла. Вскоре генерал Пия Таксин (Phya Taksin) разбивает бираманцев, а превозглашенный король Пья Чакри основывает новую столицу в Бангкоке. Сиам становится крупнейшей державой в Индокитае. Правящая династия Чакри возглавляет страну до сегодняшнего дня. Благодаря успешной дипломатии Сиам единственный в этом регионе не был колонизирован. В 1939 году страна официально стала называться Таиландом (страна свободных).
На этом с иторией все, но не удержусь еще от пары цитат:
В этой битве (речь идет о второй сиамо-чиангмайской войне в 1387 г) отличилась жена гене­рала Мын Лок Накона — Нанг Си Мыонг (вообще в тайских государствах XIVXVI вв. женщины часто иг­рали достаточно важную политическую и даже военную роль).Вот так, жена отличилась значит в битве, прямо Мулан какая-то:) даже обидно за европу, где в это время женщину за человека не считали (в прямом смысле) а ведьм жгли на кострах... 

Петчатбури
Этот город с многовековой историй хранит следы эпох и королевств, его история восходит к VIII веку, но и до этого здесь находился важный торговый центр. Тут жили монки а потом кхемеры. В XIII при Раме Камхенге провинция стоновится вассалом Сукотаи, важным стратегическим фортом, в 1350 году присоединена к Аютае, после коронации Рамы Тибоди I.  И снова став торговым центром между Мьнмой и Аютайей в более спокойные времена.Он назывался Phripphri, Phripphli или Phetchaphl, ряд исследователей полагает, что в названии прослеживается индийское влияние, другие же говорят что назван он был по наименованию реки Menam Phetch, на которой он стоит.

Первым местом нашей экскурсии был исторический парк Phra Nakhon Khiri Historical Park, расположенный на 3 холмах, который в переводе означает "священный город на горе". 


Подняться можно на фуникулере, но там реально небольшой и несложный подьем по дорожкам усыпанным плюмерией, и в компании обезьян, мы шли пешком.

Наши "обезьянки" не уступали местным:) носились по мощеным дорожкам, соревнуясь кто больше наберет плюмерий. Пришлось их под конец красных, уставших и неугамонных усмирить и запретить это цвето-соперничество)
а вообще милые дети, под конец путешествия делились планшетом и другими ценностями))






поднявшись до середины примерно мы свернули на такой вот круг с красивым видом на город, а если встать в самый центр, то слышно эхо



потом у Роста разболелась голова, было жарко и было что-то в этом месте такое... нам привидились средневековые воины и легенды окружили нас. Рост немного отдохнул и мы дошли до западного холма где, как я потом узнала сохранилась часть храма со времен Аютайи.

Этот красный пранг, часть древнего храма Wat Maha Samanaram, построенный как уже упоминалось выше в период Аютайи.  По форме пранги схожи с кхемерскими святилищами, форму которых еще называют "кукурузными початками". Пранг или пра-пранг также как и чеди или пра-чеди (где "пра" означает святой) это тайская форма буддийской ступы. 
Кратко про ступу. Ступы имеют древние корни, изначально их строили в Индии для захоронения останков выдающихся людей, что-то типа кургана. А первая буддийская ступа была возведена еще при жизни Будды, и в них стали хранить реликвии, останки просветленного, тексты, элементы одежды. Ступа символизирует ум Будды и приходящей к ней может накапливать позитивные ощущения, открывая для себя природу Будды. Со временем их стали строить также в качестве подношения, в озаменование каких-либо событий или в качестве символа буддизма, показывая путь к просветлению.***
внутри фигура Будды
Такой цветочный орнамент я встречала уже не раз, очень характерный для Таиланда.
Мы будто птицы...
Никите как всегда везет больше всех, и ездит верхом и еда под боком:)
Слева Wat Maha Samanaram а справа храмовый комплекс Wat Phra Kaeo, часть которого в лесах. Первое слово в названии  ват собственно и означает буддийский храмовый комплекс. Он построен Рамой IV, в точности повторив одноименный храм в Бангкоке, где хранится изумрудный Будда. С этой точки видны сразу обе формы ступ, красный пранг слева и конус чеди справа. 
Ниже он изображен на табличке. 
Нашла в сети старое фото примерно 80-х г. Для туристов отреставрировали и открыли как исторический парк комплекс на 3 вершинах  27 августа 1979 года. В двух помещениях, прилегающих к дворцу с тех пор располагается Национальный Музей.

Я позволила нарушить себе хронологию наших передвижений, потому что этот Аютайский древний Пранг все не давал мне покоя, пока я не перечитала все что нашла по истории)). Теперь отдав ему должное покажу Королевский дворец Монгута, Рамы IVлюбителя звезд. В 1860 г король Монгут, построил себе летнюю резиденцию на одном из трех холмов, (про эту прекрасную традицию строить королевские дачи я уже писала). Его дворец расположен на восточном пике этих трех вершин и выполнен в китайско-европейском стиле.
Лестница ведущая ко дворцу оформлена вот такими похожими на гжель горшками. Эта красивая голубая роспись по фарфору еще в средние века приглянулась тайцам и ее экспортировали сюда из Китая. Сейчас ее часто можно встретить тут.


подъем ко дворцу

та же самая лестница, но вид сверху. Мне почему-то что-то португальско-испанское напоминают эти стены.
В самом дворце сохранилось немного меблировки, и пол по которому просят ходить очень аккуратно:) фотографировать нельзя, так что внутри мы наслаждались прогулкой без объектива. Но и все что снаружи очень красиво. А Леша сделал пару фотографий:)
фото Алексея Коровина 
небось имущество Рамы IV прут))

Храм, расскажу, может кому-то также в новинку как и мне)) Перед входом нужно разуться, внутри по центру фигура Будды и небольшое пространство, где молятся оставляют цветы и палочки благовоний в качестве подношений.




Тут, как и во всех королевских дворцах и храмовых территориях нельзя разгуливать в коротких шортах и майках. Проход в королевские покои.
Вот если б не крыша с характерными изгибами пагод, я б точно подумала, что я в испанской или португальской колонии))
 хозяева этих мест


Мы позировали из последних сил, солнце пекло уже нещадно.
Плюмерии и вид на город. Король выбрал отличные виды для дворца)
на заднем плане видна астрометрическая башня для наблюдений за звездами. Рама IV кстати, если верить одному из блогов, первый тайский правитель, признавший что земля шар:) 


Наша компания готова к наблюдениям за звездами:)  всем северным людям рекомендую начинать экскурсию часов в 8 утра, если будете там в жаркий сезон:)
 очень узкая винтовая лестница
У подножия башни. Даня и Василиса.

На моем полтинике угла как обычно не хватает на общий вид, так что снова спасибо Алексею за кадр.
Что это за длинное здание впереди  я не поняла, за ним храм, а справа от храма проход во дворец. Сам дворец кстати весьма прост. Какой-то роскоши в убранстве да и в архитектуре я не заметила ни тут, ни в Мригадаваяне. Зато везде есть туалеты) канализация!))
Я фотографирую обезьяну а Рост меня:) Никита очень впечатлен хвостатыми, даже на фото когда видит их теперь, вдохновляется. Они кстати достаточно агрессивны, но главное не приставать и не таскать еду с собой. Леша научил Даню сразу, если обезьяны будут приставать, надо поднять руки вверх, это что-то вроде "я тут главный" на их языке. Надо отдать должное Дане, что, когда его неуемная энергия и энтузиазм привлекли-таки внимания одной обезьяны, которая ощерилась и намеревалась приблизиться, Даня первым делом поднял руки, и не растерялся, потом уже я подошла и мы ретировались) 
 туристы...


На среднем холме располагается большая чеди (ступа) Phra That Chom Phet высотой 49 метров, с красивым видом и хранящейся в ней реликвией Будды, по преданиям.
вот такая антенна в небо
такие узкие лестницы внутри
заряжаемся позитивными впечатлениями)


источники
*Берзин.История Таиланда

Искусство Таиланда


Комментариев нет:

Отправить комментарий